Не имамы иныя помощи.

07.11.2012

6 ноября Православная церковь празднует память иконы Всех Скорбящих Радость. История происхождения иконы очень интересная и поучительная.

«Всех скорбящих Радость» — начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым, работавшим в европейской стилистике.

Не имамы иныя помощи

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским влиянием (Мадонна во славе, Мизерикордия, Ружанцова, Непорочное зачатие Девы Марии; из православных — Живоносный источник, Образ умиления и посещения в беде страждущим, слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку). Исследователи отмечают, что иконография «Всех скорбящих Радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов».

Помимо изображения Богородицы, традиционно включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Богоматерь изображается в рост, стоящей в мандорле (сиянии) и в окружении ангелов, (с Младенцем на левой руке, но чаще без него). Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная. Дева Мария стоит на полумесяце (образ из иконографии апокалиптической Жены, облечённой в солнце — Откр.12:1) или на облаках. В руке Богородицы чётки (ранний и редкий вариант, возник под влиянием католического розария), свиток или хлеб.

Не имамы иныя помощи

Несмотря на то, что иконография «Всех скорбящих Радости» сложилась после церковного раскола, связанного с реформами патриарха Никона, образ пользовался популярностью у старообрядцев.Иконописцы из старообрядческих мастерских села Ветка в Белоруссии писали многочисленные списки этой иконы, в том числе и в его западном типе Мизерикордия. Икона «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акинфовой. К 1688 году икона была уже настолько ветхой, что после прославления её укрепили вставками кипарисового дерева.

Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной. Церковная запись Преображенской церкви сообщает: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея».

Не имамы иныя помощи

Событие получило широкий отклик (так как Ефимия была родной сестрой покойного патриарха), «помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с неё списки». Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу. Согласно одной из версий, в 1711 году икону увезла из Москвы царевна Наталья, оставив вместо неё список. По другим версиям, царевна, напротив, увезла список, оставив оригинал в Москве.

При советской власти церковь была закрыта и превращена в фондохранилище Государственной Третьяковской галереи. По некоторым сведениям, хранившаяся там икона бесследно исчезла. Та икона, которая хранится сейчас на Ордынке, по одной из версий, является вкладом патриарха Алексия I, подарившего её храму, когда в годы Великой Отечественной войны были возобновлены службы. Это точный список с первоначальной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века. По другой версии, это именно та икона, которая находилась там до закрытия храма.
Особенности иконографии

Не имамы иныя помощи

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь). Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

6 ноября благочинный Чудновского округа протоиерей Андрей Змиевский в Свято-Пантелеймоновской молебной комнате при ЦРБ совершил молебное пения с акафистом иконе Божьей Матери Всех Скорбящих Радость. После завершения молебна благочинный обратился к мед работникам с напутственной проповедью.

Прес-служба Чуднівського благочиння.

Роздiл: 
Новости Благочиний