Спасо-Преображенський Тригірський чоловічий монастир
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
Год основания Тригорского монастыря точно не известен, можно только сказать, что основан он был в конце XVI- начале XVII столетий. В «Ведомости о Тригорском Преображенском мужском монастыре» 1854г. сказано: «Основателями сего монастыря в 1613 г. были помещики Трояновского имения Николай и Феодор Александровичи Вороничи, православного исповедования». С этого времени начинается достоверная история Тригорской обители. Однако есть исторические данные, свидетельствующие о более древнем происхождении Тригорского монастыря и об основании его князем Владимиром Ольгердовичем. Существует также предание, гласящее, что первые поселения иноков-пустынножителей возникли на этом месте около 1575 года, когда сюда перешёл на жительство из г.Любара игумен Кирилл, позже ставший первым настоятелем Тригорской обители.
История Тригорского монастыря разделяется на 4 периода. В первом периоде Т.М. является строго православной обителью (1613-1723 гг.), во втором – жертвой унии (1723-1839 гг.), третий период – возвращение монастыря в нёдра родного Православия (с 1839 по 1917 гг.), четвёртый – современный период (с 1917г. по наше время).
Возникши на началах строгого Православия, Тригорская обитель хранит их более 100 лет в невероятно трудных условиях, после унии 1596 года неуклонно следуя им в своей личной жизни и проводя их в жизнь своей паствы. Во главе братии стоят православные игумены, ревностно охраняющие духовные и материальные интересы своего монастыря. В административном отношении Тригорская обитель непосредственно подчиняется православному Киевскому Митрополиту. К половине XVII в. Тригорье значительно пополняется иноками, строго исполняющими обеты монашества. Этой строгости не нарушает даже материальный достаток, не раз стававши испытанием для монахов с их высокими, немирскими обетами. В актах XVII века нет ни одного намека на злоупотребления имуществом со стороны тригорских иноков. Тихо и безвестно текла жизнь скромной обители, всегда стоявшей на высоте своего призвания, среди шума и эффектов католических костёлов.
В исторических памятниках упоминается о нескольких нападениях и грабительских наездах казаков на Тригорский монастырь. В один из таких наездов, 13 октября 1651г., казаки беспощадно разграбили монастырь, захватили много «маетков обывательских» и перебили массу невинных людей. Незадолго до этого казаки потерпели поражение в битве с поляками под Берестечком. Народная злоба, раздражённая неудачей, находила исход в неразборчивой расправе и грабежах всего, что попадало под руку. В свою очередь, поляки торжествовали победу разгромами всех памятников Православия и спешили прибрать православные монастыри в свои руки. Одинокий и беззащитный, среди несмолкавшего шума войны, Т.М. теряет свои силы в неравной борьбе и переходит в унию.
Уничтожение монастырских документов и отсутствие других источников заставляют обойти молчанием исторические судьбы Тригорья с 1651 по 1723 гг. Судя по тяжёлым событиям, которые переживала в этот период Волынь и Киевская губерния, можно с уверенностью сказать, что Т.М. не был в данном случае исключением.
С 1723 г. начинается униатский период в истории Тригорья. Именно под этим годом упоминается первый «супериор» Тригорской обители – Гедеон II Кузьминский. Уния была принесена в Тригорье католиками и униатами близлежащих Житомира, Чуднова и Троянова. Их совокупные усилия были поддержаны окатоличенными Вороничами и другими соседствующими монастырю владельцами. Всё это “униатское столетие” истории Тригорья пронеслось в бессменной борьбе унии с католицизмом. Правда, эта борьба велась как-будто на почве чуждых религии экономических интересов, но её вызывали и обусловливали чисто религиозные мотивы. Грабить монастырь, хотя бы и униатский, кощунствовать и издеваться над его настоятелями, очищать его от “схизмы” – всё это было в глазах поляка-католика синонимом богоугодного дела.
Уния заметно ослабила религиозно-нравственные силы Тригорского монастыря, подорвала его прежний авторитет и влияние на простонародную массу. С появлением унии исчезли иноческая строгость, смирение и нестяжательность – качества, которые в былое время с такой гордостью отмечал митрополит Пётр Могила. Общий упадок Тригорского монастыря в униатсткий период сказался даже в крайне малом количестве его иноков, число которых к средине XVIII в. не превышало 10. Ничтожное количество тригорских иноков и нищета самой обители не мешали базилианскому генералу едва ли не каждые 3 года менять её супериоров. За 110 лет православного периода Тригорья сменилось 13 игуменов, а за 116 лет унии – 30 супериоров.
Несмотря на все эти печальные обстоятельства, обитель и в униатский период мало помалу благоустраивалась. В 1782 г. на месте жалких развалин деревянных келий вырос прочно отделанный двухэтажный каменный братский корпус. В 1792 г. была сооружена на древнем кладбище деревянная однокупольная малая церковь во имя иконы Божией Матери, Всех Скорбящих Радость, позже переименованная в честь свв. Жен-Мироносиц. Несколько позже, на горе, противоположной монастырским зданиям, была построена другая кладбищенская церковь во имя св. великомученицы Варвары.
В 1793 г., после второго раздела Польши, к России отошла вся восточная Волынь. Тригорский монастырь перешёл, таким образом, под власть единоверного русского правительства. Перемена политическая вызвала вскоре церковно-административную реформу. После уничтожения особого базилианского орденского начальства, Т.М. в 1795 г. был отдан в ведение белорусскому униатскому архиепископу Ираклию Лисовскому. С этого момента в истории Тригорья начинается новая эпоха, отмеченная возвращением униатов в Православие. Правда, ещё сорок с лишним лет Т.М. остаётся униатским, но это было переходное время с большим уклоном в сторону Православия. Возникает стремление сблизить унию с Православием, возродить в ней православный дух. Знаменательно, что это новое движение развилось именно в окрестностях Тригорья. Чудновская и Житомирская протопопии ещё в 1771г. включали в свой состав себе 107 православных церквей, бывших прежде униатскими. В конце первой и в начале второй четвертей XIX в. Тригорский монастырь успешно руководит этим движением униатов к Православию. Сам монастырь постепенно принимает вид православной обители. Вместо римских органов в нём возрождается православное пение.
Сокращение униатских епархий шло при императоре Николае I, слова которого: «Я не хочу, чтобы ваша церковь была передней римского обряда», – прекрасно характеризуют его политику в отношении униатов. Четыре прежние епархии соединились в две – Белорусскую и Литовскую. Весною 1839 г. униаты Житомирского и Овручского уездов были причислены к Литовской епархии. Её возглавлял в то время митрополит Иосиф Семашко, умевший бороться с врагами их же оружием. Он, с целью изолирования от общей униатской массы наиболее упорных базилиан, решил собрать их в несколько отдельных центров, в числе которых был и Тригорский монастырь. Сюда были сосланы для исправления все наиболее видные фанатики униатского и римского обрядов. Сама обитель очень напоминала больницу, где шло систематическое лечение больных религиозным помешательством. Своим значением как духовной лечебницы Тригорская обитель во многом обязана своему настоятелю Леонтию Скибовскому, под руководством которого в 1839 г. монастырь возвращается в лоно Православной Церкви. Однако среди братии ещё было немало сторонников унии. К 1841 г. монастырь освободился от упорствующих униатов. С переводом их в отдалённую Курскую обитель, Т.М. стал чисто православной обителью.
Перевоспитав монашеское общество в духе Православия и очистив его от униатов, Скибовский занялся внешним благоустройством обители. Плодом его трудов явилась новая каменная тёплая церковь во имя Богоявления Господня. Она была построена в 1848-1852 гг. на средства монастыря и освящена архиепископом Варшавским Арсением 27 июля 1852 г.
В 1854 г. на месте ветхой Преображенской церкви архимандрит Леонтий начал строительство новой, каменной и просторной. Однако ему не довелось увидеть начатой им церкви. Он умер в Тригорье в 1868г., за 5 лет до окончания её постройки в 1873 году. В настоящее время она служит главной соборной церковью монастыря.
Приемники Скибовского – архимандриты Мелитон, Модест и Валентин – продолжили его труды по восстановлению Православия в Тригорской обители. Им приходилось, главным образом, бороться против совращений в латинство православных прихожан монастыря ксёндзами соседних костёлов.
По Высочайше утверждённым 1 января 1842 г. штатам Тригорский монастырь состоял во II классе. В нём было положено 16 человек братии: настоятель /архимандрит/ - 1, иеромонахов 6, иеродиаконов - 3, монахов – 2, послушников - 4. В 1862 г. монастырь получил от казны разного рода земли 242 десятины. Пахотная земля находилась возле самого монастыря, а сенокосная – на расстоянии от 3 до 12 вёрст. Однако, материальные средства монастыря в то время были более чем ограничены. В 1887г. жилые и холодные постройки представляли собой почти развалины. Но при всём недостатке средств, монастырь нашёл возможность открыть 23 октября 1883 года церковно-приходскую школу. В 1887 году она помещалась в небольшой комнате странноприимного дома и имела 15 учеников. В школе обучал один из монастырских послушников.
После революции 1917 года Тригорский монастырь подвергся гонениям и в 1939 году был закрыт, при этом храмы Богоявленский и свв. Жен-Мироносиц были разрушены. В 1941 году монастырь был открыт оккупационными властями в качестве приходского храма и действовал как приход до 1990 года. В монастырском корпусе в этот период размещалась средняя школа. В 1990 году положено начало возобновлению монашеской жизни в Тригорском монастыре.
В настоящее время священноархимандритом Тригорского Свято-Преображенского монастыря является архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский. Число монашествующей братии 9 человек, с послушниками – до 20 человек. В монастыре ведутся ремонтно-реставрационные работы.
Главной святыней монастыря является местночтимая чудотворная икона Божией Матери Тригорская, относящаяся по стилю письма к XVIII веку. По преданию, она явилась на источнике близ монастыря.
Престольный праздник: (6/19 августа)
Карта Тригорского Спасо-Преображенского мужского монастыря:
Просмотреть Спасо-Преображенский монастырь на карте большего размера
- 58887 переглядів
- Русский