История епархии
(УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ)
Со времени Крещения Руси Житомирский край, расположенный на востоке Волыни, преимущественно входил в пределы Киевской епархии. В гражданском отношении с 1199 года Волынь оформилась в Галицко-Волынское княжество, управлявшееся православными князьями. Находясь как и прочие русские земли под омофором Константинопольской Православной Церкви, в XIV веке Волынь периодически входила в ведение как Галицкой митрополии так и Киево-Литовской митрополии.
После пресечения рода Галицко-Волынских князей в 1336-1337 годах Волынь перешла под власть князей литовских. Первый литовский князь правивший Волынью, Любарт, был православным, но его наследники со временем приняли римо-католицизм, вошли с тесный союз с Польшей, и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. После изобретения Ватиканом новой формы пропаганды - т.н. униатства - давление на православных усилиось. В 1596 году епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Владимиро-Волынский Ипатий (Потей) подписали Брестскую унию, временно лишив оставшуюся верной Православию паству иерархической организации и той меры государственного признания которой она еще пользовалась. Однако, Луцкая кафедра продолжила свое существование в нелегких условиях - многие православные дворяне учреждали монастыри, школы, типографии, где издавалась церковно-полемическая литература. Притеснения и насилие со стороны униатов привели к ряду казацких войн. Луцкие православные архипастыри продолжали свое служение в Польше вплоть до 1712 года, когда Кирилл (Шумлянский) был изгнан униатами.
После третьего раздела Польши в 1795г. земля Волынская в основном была возвращена Русскому государству. К этому времени процесс свободного возвращения в лоно Матери - Православной Церкви десятков тысяч православных, насильственно совращенных в унию, набирал полную силу. Поэтому в помощь архиепископу Минскому, Изяславскому и Брацлавскому Виктору (Садковскому) был послан архимандрит Варлаам (Шишацкий), как человек "способный к апостольскому подвигу". В конце 1794 года он прибыл в Житомир и поселился здесь " с правами управляющего делами духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям". А вскоре было прислано свыше 117 священников из соседних епархий "для занятия праздных новоприсоединенных приходов".
Казалось бы, что все шло благополучно. Но дело осложнялось тем, что большинство православных были крепостные крестьяне. А "польские помещики считали себя полноправными господами не только своих подданых, но и их пастырей, и в своих действиях ни у кого не спрашивали совета и разрешений". Стараясь удержать свою власть над крестьянами и в делах веры, многие из помещиков перед приездом православного благочинного созывали своих крестьян и уговаривали их отказаться от православия, угрожая в противном случае разными карами; ослушников же впоследствии действительно подвергали телесному наказанию и аресту. Если же священник был склонен принять православие, то помещики, отняв у него церковные ключи, не выдавали их даже окружным начальникам, под тем предлогом, что церковь построена на их собственные средства, хотя крестьяне заявляли совсем противное. Иные помещики забирали из церквей в свои дома священные сосуды, богослужебные книги, иконы, даже деньги и воск, так что многие церкви оставались совершенно пустыми. "Бывало шляхтич, войдя в церковь, вырывает из рук священника крест, опрокидывает сосуд со святой водой и затворяет царские врата. Многие помещики открыто объявили себя противниками благочестия". Но, несмотря на такие препятствия, обращение в православие велось открыто путем зачитывания городничими грамот архиепископа Виктора (Садковского), и выступлением перед приходом благочинного. Когда же Екатерина II обратила внимание на недопустимость противодействия воссоединению униатов, то "дело начинает быстро продвигаться вперед". "К архимандриту Варлааму стали добровольно являться в Житомир униатские священники... с прошениями о присоединении их к православию, так что недоставало антиминсов для воссоединенных церквей..." Так как число православных значительно увеличилось, указом Императрицы Екатерины Второй 12/25 апреля 1795г. было учреждено викариатство Житомирское при Минской епархии, управляющий которой стал именоваться Минским и Волынским. Викарный же епископ именовался Житомирским.
В викарную Житомирскую епархию епископом был назначен архимандрит Варлаам (Шишацкий). Он хиротонисан во епископа 3/16 июня 1795г. в Киеве. Местом пребывания его определен мужской первокласньй Преображенский монастырь в г. Остроге. При нем в 1796 г. 14/27 мая была учреждена Волынская (в последствии Житомирская) семинария". Со смертью Екатерины II завершился первый период воссоединения униатов с православием.
Павел I поддерживал католичество, потому что видел в нем преграду против "разлившихся в Западной Европе идей французской революции". Это придало уверенности католикам-помещикам и они "стали притеснять православных и совращать в унию". Однако остановить процесс становления православия было уже не в их силах. И 16/29 октября 1799г. была образована самостоятельная епархия: Волынско-Житомирская. Житомирский викарный епископ стал самостоятельным с титулом Волынский и Житомирский. Первым епископом Волынским и Житомирским назначен был Варлаам /Шишацкий/, прославившийся как стойкий борец с унией. Так, спустя 87 лет (1712-1799) вновь была восстановлена на Волыни православная епископская кафедра.
В начале XIX ст. положение Православной Церкви на Волыни даже ухудшилось. Но уже было хорошо то, что она "не терпела никаких притеснений и насилий со вне и имела численное превосходство перед униатской и католической церквями". "В царствование Александра I в Волынской губернии православных приходских церквей было 1580, тогда как униатских только 154. Но православное духовенство не пользовалось теми льготами, какие даны были духовенству латинскому, и не владело обширными населенными имениями, а православные храмы ветхие, деревянные, часто не имели даже и вида церквей..."
Сам православный архиерей и епархиальное управление не имели приличного собора и помещения. Острожский Преображенский монастырь, где размещался владыка и консистория, в 1821 году подвергся опустошительному пожару и сделался совершенно непригодным для жительства. Кафедральным собором после пожара стала служить бедная приходская Пятницкая церковь в г. Остроге. В октябре того же года государь сам лично был в г. Остроге, видел всю бедность обстановки архиерейского служения в приходской церкви и в своем разговоре с Преосвященным Стефаном (Романовским) заметил: "Архиерейская кафедра не может быть без помещения и без приличного соборного храма; я подумаю об этом". Но этот разговор не имел существенных последствий.
"...Преосвященный Стефан, епископ Волынский и Житомирский, в 1823 году представил в Святейший Синод мнение об обращении Почаевского монастыря в православие, для помещения здесь архиерея. Но императору Александру I не угодно было изъявить на это соизволение..."
Во время Отечественной войны 1812 года Православная Церковь на Волыни вместе с народом приняла на себя все невзгоды этого часа, и оказала большую помощь страждущему народу. Она собрала для армии пожертвования на сумму три миллиона рублей. Сумма по тем временам довольно приличная. И несмотря на предложение Наполеона принести ему присягу, никто из священнослужителей этого не сделал.
Только в тридцатые годы XIX века "пробуждается заботливость о поддержании и поднятии православия в крае". 25 октября 1831г. под руководством епископа Волынского и Житомирского Амвросия (Морева) возвращен от базилиан Почаевский древне-православный монастырь. Сюда же, в Почаев, в том же году была перенесена из Аннополя епископская резиденция вместе с консисторией. А в 1833г. 13/26 октября Указом Святейшего Синода Почаевскому монастырю присвоено звание Почаевской Успенской Лавры, священноархимандритами которой стали епископы Волынские и Житомирские. В 1836 г. 6/19 апреля Волынская семинария наконец получила подходящие помещения в г. Кременце, куда и переехала.
Наступил второй и окончательный период воссоединения униатов с православием, который завершился в 1839 году. В 1840 году образовано Острожское викариатство с местом пребывания викария в Почаевской Лавре, а епархиальное управление перемещено из Почаева в Житомир, где приобретен был Почаевской Лаврой дом для архиерея, называвшийся лаврским подворьем.
Однако православный народ оставался в крепостной зависимости у панов-католиков. Они секли людей за всякое сочувствие православию и силой посылали их препятствовать переустройству униатских церквей в православные. Многие храмы на Волыни в тот период представляли собой жалкие полуразвалившиеся постройки. Даже в Житомире собор в то время находился в "деревянном покосившемся от ветхости здании почтовой станции или в заезжем дворе".
Подлинное возрождение православия на Волыни связано с отменой в 1861г. крепостной зависимости. Сразу же оживилась церковная жизнь в крае. Усилиями правительства воздвигнуты из развалин "и вновь построены многочисленные православные храмы и в их числе великолепный Житомирский Преображенский собор..." В то же время стали возрождаться братства. Первым из них было Острожское Кирилло-Мефодиевское братство, основанное в 1865 году графиней А.Д.Блудовой. Оно "учредило у себя училище для образования детей православного вероисповедания, лечебницу, странноприимный дом и построило великолепный храм во имя свв. Кирилла и Мефодия". Вплоть до революции братства занимались широкой благотворительностью и способствовали религиозно-нравственному просвещению народа. Они активно вели борьбу с пьянством, открывая общества трезвости. Работа одного из них, в Житомирской Свято-Анастасиевской церкви, получила мировую известность.
В начале 60-х годов, с освобождением многомиллионного народа от рабства, на Волыни оживилась церковно-просветительская деятельность. Священнослужители, прилагая огромные усилия, принялись за просвещение народа. В это счастливое время Волынь покрылась целой сетью приходских школ, существование которых во многом обязано лично инициативе, а нередко и материальным средствам духовенства.
Столь успешное развитие церковных школ в 70-е годы было прервано: сельским священникам запретили самостоятельно открывать и содержать приходские школы. Вместо приходских школ ввели народные школы, где, как говорил известный педагог тех лет С.А.Рачинский, изгнали Священное Писание, богослужебные книги на церковно-славянском языке и церковное пение. В эту пору церковно-просветительское дело сильно пострадало. Это лишний раз говорит о том, что Православная Церковь не была привилегированной, и нередко её свобода ущемлялась.
Только в начале 80-х годов вновь возродились церковноприходские школы, создаваемые с целью укрепления народа в православной вере. Даже советские историки говорили, что "они сыграли большую роль в распространении грамотности". Когда Церковь становится во главе народного образования, тогда в школу приходит глубокий религиозный смысл, что животворно влияет на душу ребенка.
В 1864 году в Житомире открылось Волынское духовное училище для девиц духовного звания. Второе такое училище открылось в 1881 г. в Кременце. В 1867 году архиепископ Волынский и Житомирский Агафангел /Соловьев/ начал издавать "Волынские епархиальные ведомости", в которых публиковались статьи о жизни епархии, научно-богословские труды, исследования по истории края. Особое слово надо сказать об этом, одном из самых видных Волынских святителей XIX ст. – архиепископе Агафангеле /Соловьеве/, который окормлял епархию в 1866-1876 гг. Питомец Московской духовной Академии, из стен которой вьшла целая плеяда видных богословов и переводчиков, ученик святителя Филарета /Дроздова/, он прославился как знаток древних языков, особенно еврейского, на котором мог свободно разговаривать, был любителем науки и просвещения. Его научному перу принадлежит перевод на русский язык некоторых частей Библии. Но особенно он был изветен тем, что не допускал вмешиваться в церковные дела лиц, далеких от церковной жизни, но облеченных светской властью. Владыка Агафангел был единственный, кто открыто выступал против обер-прокурорского засилья, предупреждая о страшных последствиях его как для Церкви, так и для отечества. Его усилиями "парафияльное духовенство всеми силами ставилось на высоту призвания и отмежевывалось от посягательств светской администрации наводить на него какую-нибуть тень". Его стараниями возведен кафедральный Преображенский Собор в Житомире, под сводами которого он и похоронен. Собор и сегодня является архитектурной жемчужиной Житомирского края. При нем на Волынской земле "активизировался ремонт и строительство церквей, в 1874г. их количество достигло 272". Дело это было тяжелым и хлопотным, ибо приходилось преодолевать не только материальные трудности, но и непонимание, а порой и враждебность властей.
Конец XIX начало XX столетий можно назвать периодом расцвета православия на Волыни. В это время Волынско - Житомирской кафедрой руководили такие видные иерархи – мужи просвещения, как Модест /Стрельбицкий/, Антоний /Храповицкий/, Евлогий /Георгиевский/.
В 1884г. было учреждено Почаевское просветительское братство, в 1887г. – Владимир-Волынское братство с древлехранилищем и библиотекой, в 1892г. в Житомире открылось епархиальное древлехранилище, а в 1893г. – церковно-археологическое общество с древлехранилищем и библиотекой. Всё это внесло большой вклад в изучение истории края и опровержение лжи на Православную Церковь. При многих церквах были открыты церковно-приходские библиотеки. Братства, как уже говорилось выше, развернули широкую благотворительность, в том числе и монастыри, которых к 1914 году было 17 (11 мужских и 6 женских). В начале XX столетия открылось епархиальное миссионерское общество, которое успешно проводило работу против старообрядчества, евангелистов, баптистов, раскрывая лживость их учений. Началось восстановление древних храмов -памятников: в 1891г. освящен восстановленный Богоявленский собор в г. Остроге, построенный в 1453г.; в 1900г. освящен Мстиславов собор в г. Владимире-Волынском, а в 1912г. – Васильевский храм в Овруче /ХПв./.
Если в 1888г. в Житомире было 14 храмов, то уже в 1913 г. их было 27 /вместе с домовыми/. А по всей Волыни к 1914г. было более 2000 храмов.
Особо важным событием в жизни епархии и города Житомира было открытие 29 мая/11июня 1903 г. усилиями Преосвященного Антония /Храповицкого/ Свято-Анастасиевской церкви в цокольной части кафедрального собора. Здесь в серебряной раке была помещена глава святой преподобномученицы Анастасии Римляныни, пострадавшей в III веке. Житомиряне ее и сегодня глубоко чтят. А тогда у ее раки воины приносили присягу, идя на фронт, а каждый паломник - житомирянин считал своим долгом прийти и поклониться святым мощам. В 1903г. решением Святейшего Синода 13/26 июня был установлен местночтимый праздник перенесения мощей св. преподобномученицы Анастасии Римляныни. Почти неизменно в течение 14 лет, по пятницам проводил торжественные молебны перед мощами св. преподобномученицы священномученик архиепископ Фаддей /Успенский/.
После февральского переворота 1917г. для Православной Церкви наступили времена великих испытаний. Сразу же после известных событий февраля Житомирский исполнительный комитет счел, что архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий /Георгиевский/ является лицом, угрожающим общественному спокойствию и постановил удалить его с кафедры. В связи с этим 14 апреля в г. Житомире собрался епархиальный съезд из духовенства и мирян. Съезд опротестовал решение городского исполнительного комитета и выразил доверие правящему архиерею.
В 1917-1918 гг. на Поместном Соборе Волынскую епархию представляли архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий /Георгиевский/ и епископ Острожский Аверкий /Кедров/. Владыка Евлогий с первых дней съезда занял позицию избрания Патриарха.
В 1918 г. в Киеве состоялся Всеукраинский собор, на котором была провозглашена самочинная автокефалия. Архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский) не признал и не подписал автокефалию, за что властями Директории был арестован и выслан в униатский монастырь в г. Бучач Львовской обл., а оттуда уже эмигрировал за границу в 1919 г. В управление кафедрой вступил викарный епископ Владимир-Волынский Фаддей (Успенский).
Волынь оккупировалась то немцами, то поляками, то петлюровцами. В это ужасное время Преосвященному Фаддею пришлось духовно окормлять свою многотысячную паству. Для житомирян его пребывание на архиерейской кафедре было большим утешением. Он бесстрашно защищал всех, кого преследовали власти, из-за чего ему пришлось принять много скорбей. При петлюровцах его принуждали принять участие в отпевании умершего головы города с "самосвятами-автокефалистами", с которыми он категорически не вступал в отношения. Также все попытки принудить священников перейти к "самосвягам" не увенчались успехом. Думается, что это во многом связано с такими выдающимися личностями – исповедниками и мучениками как еп. Фаддей /Успенский/, еп. Аверкий /Кедров/, еп. Леонтий /Матусевич/, которые были примером аскетизма, жертвенности и любви к ближнему.
Шла гражданская война, город Житомир занимали враждующие друг с другом войска, и большинство населения бедствовало. По благословению Преосвященного епископа Фаддей свящ. Аркадий Остальский организовал в городе Свято-Николаевское братство, которое оказывало помощь всем нуждающимся и больным, хоронило умерших, не имевших близких родственников. Сам отец Аркадий был выдающейся личностью, он поименно помнил всех больных, которых опекало братство, был примером жертвенности и нестяжания. Он воспитывал членов братства в духе ревностного служения православию. Вместе с ними отец Аркадий совершал паломничества в Киев. Дорогой они пели акафисты и церковные песнопения. Это укрепляло волю и веру, в чем многие тогда особенно нуждались. Когда петлюровцы устроили в Житомире погром, владыка Фаддей бесстрашно выступил с воззванием к властям сжалиться и пощадить невинных граждан. А когда в городе утвердилась богоборческая власть, то её представители стали искать малейший предлог для того, чтобы расправиться с неугодным авторитетным священством. В 1921г. епископа Фаддея (Успенского) выслали за пределы епархии, якобы за связь с петлюровцами. Сразу же после ареста владыки православные Житомира составили обращение в ЧК, в котором писали: "Епископ Фаддей много лет известен в городе Житомире, где нет храма, в котором бы он не богослужил и не проповедывал. Нам известна его личная жизнь как молитвенника и пастыря. Никогда епископ Фаддей не вмешивался в политику, ничего не предпринимал против советской власти, ни к чему противозаконному никого не призывал". Начальник ЧК Волынской губернии писал: " ... Со своей стороны считал бы его (еп. Фаддея-прим. автора) политически не благонадежным, как находящегося на Волыни более пятнадцати лет и пользующегося большим авторитетом среди местного населения ..." Именно авторитет владыки среди населения был истинной причиной для его изгнания с кафедры в 1921г. В 1922 г. Волынскую и Житомирскую кафедру возглавил мученик и исповедник архиепископ Аверкий (Кедров). В этом же году началось очередное гонение на Церковь. Теперь поводом стало изъятие церковных ценностей. В связи с этим в Житомире были арестованы правящий епископ Аверкий (Кедров), о. Аркадий Остальский, о. Сергий Красицкий, о. Александр Паникаров. За решеткой оказались самые авторитетные и влиятельные священники города. Они были осуждены якобы за оказание сопротивления изъятию церковных ценностей. Поводом же для ареста послужило распространение ими воззвания святого Патриарха Тихона.
К концу 1922 г. в городе при поддержке властей образовалась "обновленческая церковь", которая захватила самый влиятельный храм – Крестовоздвиженскую церковь. В это же время стала образовываться "украинская самосвятская церковь". Вначале "самосвяты" попытались захватить собор, но быстро собранные 1400 подписей под требованием к властям не давать им собор не допустили осквернения храма. Однако негодники вскоре при помощи милиции захватили Крестовую архиерейскую церковь, а потом еще одну. Так, при помощи расколов, богоборцы надеялись ослабить Православную Церковь. Однако их надежды оказались напрасными. Народ остался верен Церкви и объединился вокруг епископов и священников, оставшихся верными истине.
В 1923 г. по требованию православных Житомира и округи архиепископа Аверкия (Кедрова) выпустили на свободу. По выходу из тюрьмы владыка Аверкий создал "юное братство", где воспитывал детей и подростков в духе любви, уча их христианской жизни, а для многих он стал духовным отцом на всю жизнь так, что даже, находясь в ссылке, они к нему ездили за духовным советом и поддержкой. Репрессии властей против Церкви не прекращались. Каждый год все больше и больше закрывалось храмов, арестовывалось священников, дьяконов и мирян. В 20-30-х годах Волынской кафедрой руководили викарные епископы, а архиепископ Аверкий /Кедров/ находился в узах и принял мученическую смерть около 1937 г.
В этом же году постигла такая же участь многих священников епархии. Осенью 1937 года много духовенства согнали в город Житомир в количестве около 250 человек, и вместе с епископом Полонским Максимом /Pyберовским/, викарием Волынской епархии, расстреляли.
Правящий архиепископ Филарет /Линчевский/ был арестован и расстрелян в Киеве в 1938 г. С 1938 по 1941 гг. в Житомире кафедра вдовствовала, не имея своего владыки. В самом городе почти все храмы были закрыты. Казалось бы, что Православная Церковь сокрушена. Однако верующие продолжали ходить в Свято-Николаевский храм, что на Смолянском кладбище и молились там, читали акафисты. Продолжало свою деятельность и Свято-Николаевское братство, теперь уже уйдя в подполье. Члены братства, как и прежде, помогали гонимым материально и морально, а если было надо, то скрывали от преследователей гонимых. Так в нашем городе смог укрыться от НКВД архимандрит Леонтий /Филиппович/, который в годы войны был возведен в сан епископа Бердичевского и назначен викарием Волынской епархии с пребыванием в г.Житомире. Не раз бывал в городе и Аркадий /Остальский/, теперь уже епископ. Он тайно посещал город и духовно окормлял братство.
С началом Великой Отечественной войны в городе ожила религиозная жизнь. Происходили религиозные собрания с участием большого количества молодежи. Архимандрит Леонтий /Филиппович/ организовал в городе первый православный приход.
Вскоре на оккупированой территории Волыни была образована Украинская Автономная Церковь, находящаяся в молитвенном общении с Московской Патриархией. Её Митрополитом был избран 18 августа 1941 г. в Почаеве на соборе архиепископ Волынский и Житомирский Алексий /Громадский/. Матерь-Церковь признала это избрание.
Исповедническим было служение Митрополита Украинской Автономной Церкви Алексия (Громадского). Война, разруха, немецкая окуппация – с одной стороны; притязания "расколышков-самосвятов" и неканонической автокефальной Польской Церкви – с другой стороны –вот в какое сложное время пришлось служить Митрополиту Алексию (Громадскому). Но он до конца дней своих сохранил верность каноническому Православию, ведя по этому пути и свою паству. Трагической была его кончина. 7 мая 1943 г. он был убит партизанами ОУН "мельниковцами", которые приняли по ошибке его автомобиль за немецкий.
В 1941 г. в Житомире и в окрестностях все духовенство собрало списки под прошением, чтобы архимандрита Леонтия /Филипповича/ хиротонисали во епископа. Отец Леонтий сказал, что не приймет посвящения, пока владыка схиархиепископ Антоний (Абашидзе) не даст своего благословения. Владыка Антоний приказал ему подчиниться избранию. С первого дня после хиротонии епископ Леонтий /Филиппович/ управлял Житомирской епархией. К владыке постоянно приезжали делегации из епархии, просили священников. "Почти год владыка служил почти каждый день, т.к. за литургией можно рукоположить только одного священника и одного диакона." Владыка Леонтий писал, что к 1943г. в епархии открылось 300 приходов, были открыты краткие богословские курсы, где прошло обучение около 200 священников. В Житомире был открыт мужской Богоявленский монастырь. При Успенской церкви, что на Подоле, открылся женский монастырь. В Овручском монастыре жило 45 монахинь, в Любарском монастыре - 15. "...когда Церковь временно стала свободна, - пишет владыка в "Воспоминаниях", - то православный народ подтвердил, что сумел сохранить в своих духовных катакомбах Православную веру, чистую, не засоренную советским налетом." В Житомире всего было открыто 6 храмов. "Самосвяты - автокефалисты" открыли только один, и то при помощи оккупационных немецких властей.
Немецкая власть относясь "лояльно" к Православной Церкви преследовала политическую цель - заполучить симпатии и поддержку у народа. В чем они, естественно, ошиблись. Когда оккупанты обращались к владыке Леонтию написать воззвание в нужном для них духе, то он их всегда писал только в религиозном духе, раскрывая смысл духовной жизни. Многие же священники оказывали моральную и материальную помощь партизанам. А священник с. Ивница Будзин И. А. был приговорен к расстрелу вместе с семьей за связь с партизанами. После войны 13 клириков были награждены медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг." Многие священники добровольно приняли участие в восстановлении народного хозяйства, не требуя за это платы. Приходы собирали пожертвования и продукты питания для раненых, находившихся в госпиталях. Все вышеизложенное ярко говорит, что Православная Церковь полностью разделила все тяготы своего времени вместе с народом. И, несмотря на всю сложность исторического момента, духовно окормляла его.
После освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков прошли новые территориальные деления республики на области и районы, что повлияло и на раздел епархий. Так, из бывшей Волынско-Житомирской епархии были образованы две кафедры – Житомирско-Овручская и Волынско-Луцкая, часть же территории вошла в Тернопольскую епархию. Житомирская епархия включила в себя административные границы области, а правящий архиерей стал именоваться Житомирским и Овручским.
Повсеместно начался ремонт и восстановление разрушенных храмов. К сожалению, Волынская семинария, закрытая после революции, так и не возродилась в Житомире, но зато она была открыта в Луцке.
Правящими архиереями в это время были епископ Антоний (Кротевич) с 1944 по 1946 год, епископ Александр (Виноградов) с 1946 по 1949 год, епископ Сергий (Ларин) с 1949 по 1950 год, епископ Нифонт (Сапожков) с 1950 по 1951 год. При епископе Владимире (Кобец), он управлял епархией с 1951 по 1956 год, был построен архиерейский дом во дворе Св-Успенской церкви на Подоле, где в настоящее время и находится епархиальное управление. С 1956 по 1958г. Житомирской епархией управлял архиепископ Венедикт (Поляков), а после него по 1967г. архиепископ Евмений (Хорольский).
Со второй половины 50-х годов послевоенная "оттепель" со стороны государства по отношению к Церкви стала постепенно проходить. И в 60-х годах наблюдается устойчивая тенденция закрытия приходов. Так, в 1961 году в Житомирской епархии был 221 приход, в 1970 году – 174, а в 1988 году осталось всего 142 прихода на всю область. С 1968 по 1977г. епархией управлял архиепископ Палладий (Каминский), а потом по 1989г. – епископ Иоанн (Боднарчук). Вплоть до 1988г. в церквях, которые остались действовать, не разрешали проводить реставрационные работы, а о строительстве новых не могло быть и речи. Это было сложное время, когда правящий архиерей все ключевые вопросы епархиальной жизни должен был согласовывать с уполномоченным по делам религий, и даже те, которые касались проведения престольных праздников, соборных служений, назначения священников на приходы. Особенно трудно решался вопрос рукоположения ставленников.
Во время управления Житомирской кафедрой архиепископа Иова (Тывонюка), с 1989 по 1994 год, произошли кардинальные изменения в отношении государства к Церкви. Новая политика, направленная к демократизации общества и гласности, которую стало проводить государство, позволила Церкви постепенно возрождать духовную культуру общества и пробуждать народ от атеистического сна. Стали возрождаться закрытые храмы, строиться новые. С 1989г. в Житомирской епархии наметился неуклонный рост открываемых приходов. Учитывая этот фактор, решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 июня 1993 года Житомирская епархия была разделена на две самостоятельные: Житомирскую и Овручскую. Правящий архиерей Житомирской епархии стал именоваться Житомирским и Новоград-Волынским, а управляющий Овручской – Овручским и Коростенским. Житомирская епархия в настоящее время расположена в юго-западной части области. В этом же 1993 году была возобновлена монашеская жизнь в Спасо-Преображенском Тригорском монастыре. Здесь сейчас находится местночтимая святыня – Тригорская икона Божией Матери. Еще одна святыня – чудотворная Подольская икона Божией Матери помещена в Свято-Успенском архиерейском соборе г. Житомира (на Подоле)
В июле 1994г. Священный Синод Украинской Православной Церкви определил Преосвященному Гурию (Кузьменко) быть епископом Житомирским и Новоград-Волынским. В этом же году Свято-Георгиевский Городинцкий монастырь епархии получил статус ставропигнального. С 1994 по 2008гг. в Житомирской епархии было открыто 150 приходов. И на июль 2008г. Житомирская епархия насчитывает 345 приходов. Все они включены в 14 благочиннических округов. Свое пастырское служение совершают 250 священников.
Большинство храмов Житомирской епархии типовые, почти все они реставрируются. В том числе и Спасо-Преображенский кафедральный собор в городе Житомире. В 1995 году на главном куполе собора был освящён и установлен новый позолоченный крест, а в 1997 году освящён и установлен новый позолоченный крест на колокольне собора.
В 1998 году в январе месяце вышел в свет первый номер ежемесячной епархиальной газеты "Православна Житомирщина". В газете публикуются материалы на украинском и русском языках.
В этом же году в церковной жизни епархии возобновлена традиция крестных ходов. Летом были совершены крестные ходы в Новоград-Волынском и Любарском благочиниях с чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. В сентябре из Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Житомира в Свято-Николаевский собор г. Бердичева крестным ходом было совершено перенесение ковчега с частичками мощей святых угодников Божиих в подвиге просиявших.
Большое внимание в епархии уделяется духовному образованию мирян. Действует 62 воскресные школы в которых обучается 1186 человек. При Спасо-Преображенском Житомирском кафедральном соборе имеется библиотека. Некоторые священники преподают Закон Божий в общеобразовательных школах.
1999 год красной нитью вписался в историю Житомирщины. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 30 марта 1999 года в г. Житомире открыт женский монастырь св. Анастасии Римляныни. В нем несут свое послушание 20 насельниц, в корпусе устроен теплый храм в честь преп. Сергия Радонежского. Полным ходом идёт строительство Свято-Анастасиевского собора на территории обители.
В этом же году Житомирская епархия торжественно отметила 200-летний юбилей со дня основания. Торжества возглавил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины.
В ноябре 2000 г. крестным ходом был перенесён новосооружённый ковчег с частицами святых мощей угодников Божиих из архиерейского дома в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где они теперь и пребывают.
В 2000 г. в Житомире основано Православное Педагогическое общество святителя Петра (Могилы).
В апреле 2001 г. открыт Свято-Рождества Христова женский монастырь в пгт. Червоное Андрушевского района.
В декабре 2001 г. основано молодёжное братство св. блгв. кн. Александра Невского.
26 января 2002 г. Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, в сослужении Высокопреосвященнейшего Августина, Архиепископа Львовского и Галицкого, Высокопреосвященнейшего Виссариона, Архиепископа Овручского и Коростенского, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Житомирского и Новоград-Волынского, Преосвященнейшего Павла, Епископа Вышгородского, совершил освящение Свято-Троицкого кафедрального собора г. Новограда-Волынского. На освящении присутствовал Глава Администрации Президента В.М. Литвин.
22-24 сентября 2002 г. в г. Житомире прошло празднование 10-летия Харьковского Архиерейского Собора и Житомирского предсоборного Совещания. Торжества возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины.
25-26 июня 2003 г. в Житомире прошли торжества передачи частиц мощей св. прмц. Анастасии Римляныни со св. горы Афон для Спасо-Преображенского кафедрального собора и Свято-Анастасиевского женского монастыря. Частицы св. мощей были устроены в двух иконах с изображением св.преподобномученицы, с которыми по городу прошёл многолюдный крестный ход. Торжества возглавил Высокопреосвященнейший Нифонт, Митрополит Луцкий и Волынский, в сослужении Высокопреосвященнейшего Варфоломея, Архиепископа Ровенского и Острожского, Высокопреосвященнейшего Виссариона, Архиепископа Овручского и Коростенского, Преосвященнейшего Гурия, Епископа Житомирского и Новоград-Волынского, духовенства Житомирской епархии.
21 апреля 2007г. Его Блаженство, Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, посетил Житомирскую епархию в рамках проведения мероприятий, посвященных 15-ой годовщине Харьковского Архиерейского Собора и Житомирского предсоборного Совещания.
У стен Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Житомира высокого гостя под звон колоколов хлебом-солью тепло встретили многочисленное духовенство и тысячи верующих. Блаженнейший Владыка совершил в главном храме епархии Божественную Литургию в сослужении 11 архиереев:
- Высокопреосвященнейшего Онуфрия, Митрополита Черновицкого и Буковинского,
- Высокопреосвященнейшего Иринея, Митрополита Днепропетровского и Павлоградского,
- Высокопреосвященнейшего Иоанникия, Митрополита Луганского и Старобельского,
- Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Тернопольского и Кременецкого,
- Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Хмельницкого и Шепетовского,
- Высокопреосвященнейшего Виссариона, Архиепископа Овручского и Коростенского,
- Высокопреосвященнейшего Митрофана, Архиепископа Переяслав-Хмельницкого,
- Высокопреосвященнейшего Филиппа, Архиепископа Полтавского и Кременчугского,
- Преосвященнейшего Гурия, Епископа Житомирского и Новоград-Волынского, Преосвященнейшего Пантелеимона, Епископа Шаргородского,
- Преосвященнейшего Мелетия, Епископа Хотинского.
На малом входе Управляющий Житомирской епархией Преосвященный Гурий (Кузьменко), Епископ Житомирский и Новоград-Волынский, Председатель Синодального Отдела по делам молодежи УПЦ, был возведён в сан Архиепископа, – за многолетние плодотворные труды на ниве архипастырского служения.
С 1 по 3 июня 2007 года, по благословению Высокопреосвященнейшего Гурия, Архиепископа Житомирского и Новоград-Волынского, в епархии состоялся автопробег, инициатором и организатором которого выступило Объединение православных граждан города Житомира. Целью данного мероприятия было напомнить жителям области о тысячелетних духовных ценностях нашего народа, проведение антираскольнической и антипротестантской проповеди. Пастырское окормление участников пробега осуществлял духовник епархии игумен Гавриил (Вардаев). В ходе акции её участники посетили 6 районов области: Житомирский, Чудновский, Бердичевский, Ружинский, Андрушевский и Попельнянский.
4 июня 2007 года Житомир с однодневным визитом посетила делегация духовенства Грузинской Православной Церкви. В её состав входили Епископ Сагерский и Лантекский Стефан, Председатель Молодёжного Центра духовного и интеллектуального развития при Каталикосе – Патриархе Грузинской Православной Церкви и клирик Некресской епархии, настоятель кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери священник Кахабер. Визит состоялся в рамках программы пребывания делегации в Украине в связи с празднованием 15-ой годовщины Харьковского Архиерейского Собора и юбилея Предстоятельского служения Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. Преосвященнейший Епископ Сагерский и Лантекский Стефан высоко оценил усилия Архиепископа Гурия, направленные на возрождение духовности Полесского края, пожелал ему помощи Божией в святительских трудах и сердечно поблагодарил за оказанный ему радушный приём, выразив надежду на то, что и в дальнейшем подобные визиты послужат укреплению братских взаимоотношений боголюбивых народов Украины и Грузии.
С 30 июня по 1 июля 2007 года по приглашению Высокопреосвященнейшего Гурия, Архиепископа Житомирского и Новоград-Волынского, Председателя Синодального отдела УПЦ по делам молодёжи, Житомирскую епархию посетил Высокопреосвященнейший Григорий, Митрополит Потийский и Хобский (Грузинская Православная Церковь).
3 февраля 2008 года Его Блаженство, Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, посетил Житомирскую епархию с Первосвятительским визитом и совершил чин освящения отреставрированного правого Князь-Владимирского предела Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Житомира.
По окончании службы Блаженнейший Митрополит Владимир преподнёс в дар кафедральному собору икону Пресвятой Троицы.
Все это свидетельствует о том, что православные люди Житомирщины в наше трудное и многосложное время сберегли в своих серцах любовь к Богу и ближнему, сохранили верность Православию и преданность Матери-Церкви.
10 февраля 2011 года на заседании Священного Синода УПЦ (журнал№ 5) было принято решение о назначении временным управляющим Житомирской епархией Преосвященного Виссариона, митрополита Овручского и Коростенского.
Ж У Р Н А Л № 5 Священного Синода УПЦ от 10.02.2011года:
В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира - СЛУШАЛИ рапорт Преосвященного Гурия, архиепископа Житомирского и Новоград-Волынского об увольнении его от управления Житомирской епархией и почислении за штат по состоянию здоровья.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Освободить Преосвященного Гурия, архиепископа Житомирского и Новоград-Волынского от управления Житомирской епархией и почислить его за штат согласно поданного рапорта;
2. Временное управление Житомирской епархией поручить Преосвященному Виссариону, митрополиту Овручскому и Коростенскому.
14 июня 2011 года на заседании Священного Синода УПЦ (журнал№ 44) было принято решение о назначении управляющим Житомирской епархией Преосвященного Никодима, епископа Владимир-Волынского и Ковельского.
Ж У Р Н А Л №44 Священного Синода УПЦ от 14.06.2011года:
В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира -
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении Житомирской епархии.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Освободить Преосвященного Виссариона, митрополита Овручского и Коростенского от временного управления Житомирской епархией;
2. Епископом Житомирским и Новоград-Волынским назначить Преосвященного Никодима (Горенко), епископа Владимир-Волынского и Ковельского, освободив его от управления Владимир-Волынской епархией;
3. Епископом Владимир-Волынским и Ковелем назначить Преосвященного Владимира (Мельника), епископа Шепетовского и Славутского, освободив его от управления Шепетовской епархией;
4. Епископом Шепетовским и Славутским быть насельнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архимандриту Дионисию (Константинову);
5. Наречение и хиротоноию архимандрита Дионисия (Константинова) во епископа Шепетовского и Славутского совершить в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре.
О чем послать соответствующие Указы.
16 июня 2011года духовенство епархии, руководители местной власти и верующие Полесского края хлебом-солью и букетами цветов тепло встретили в Спасо-Преображенском кафедральном соборе новоназначенного архиерея – Преосвященнейшего Никодима, Епископа Житомирского и Новоград-Волынского. От лица духовенства приветственную речь произнес настоятель кафедрального храма города Житомира протоиерей Стефан Периг.
Затем Преосвященнейший Епископ Никодим возглавил заздравный молебен о помощи Божией на начало благого дела в сослужении Высокопреосвященнейшего Митрофана, Архиепископа Белоцерковского и Богуславского, Высокопреосвященнейшего Александра, Архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского, Высокопреосвященнейшего Симеона, Архиепископа Винницкого и Могилев-Подольского, Преосвященнейшего Александра, Епископа Городницкого и духовенства епархии.
По окончании молебного пения Высокопреосвященнейший Архиепископ Александр, секретарь Предстоятеля УПЦ всему молитвенному собранию представил нового управляющего Житомирской епархией – Епископа Никодима, пожелав ему помощи Божией в последующем апостольском служении на ниве Христовой. Так же с теплыми словами поздравлений выступили Высокопреосвященнейший Архиепископ Митрофан и Высокопреосвященнейший Владыка Симеон.
В свою очередь от лица администрации города и области поздравили Владыку Никодима Губернатор Сергей Рыжук и заместитель мера Николай Боровец.
В своем ответном слове Владыка Никодим поблагодарил вверенную ему Богом паству за теплый прием испрашивая святых молитв для последующего своего святительского служения на Богохранимой Житомирской земле и призвал на всех Божье благословение.
Все православные христиане Житомирской и Новоград–Волынской епархии от всего сердца приветствуют своего отца и архипастыря, желают всещедрой милости Божией и заступления Царицы Небесной во всех трудах и начинаниях.
Многая лета, дорогой Владыко! Ис пола эти дэспота!
Своє святительське служіння на теренах Православної Житомирщини єпископ Никодим розпочав із регулярного служіння у соборах та храмах кафедрального міста, а також по благочиннях єпархії, із проповіддями та участями в різних церковних і державних заходах. Владика став на шлях відновлення духовного життя духовенства та вірян єпархії, започаткування добрих традицій, було розпочато неймовірні та маштабні роботи по реставрації та капітальних ремонтів головних соборів міста Житомира. Кожного буденного дня єпископ проводив архієрейський прийом у канцелярії єпархії, де спілкувався із священиками, мирянами, щомісячно Його Преосвященство збирав благочинних та керівників єпархіальних відділів на спільні бесіди, завдяки котрим вирішувались актуальні питання і пропозиції. Було проведено велику роботу по адміністративному устрою єпархії, налагоджено діалог із світською владою, керівниками міста і області.
Єпископ Никодим звершував дияконські і священицькі хіротонії, відвідував парафії, освячував храми, каплиці, нові місця під будівництво храмів. Владика працював і закликав до праці із дітками та молоддю, прикладав усі зусилля аби максимально об'єднати духовенство і тим самим зробити Житомирську єпархію міцною у любові та вірі. Із Божою допомогою та мудрим вмінням архіпастиря у єпархії відбувається чимало яскравих та важливих подій. Житомирська єпархія почала розквітати.
8 вересня 2011року, відбулась шоста сесія Житомирської обласної ради VI скликання, на якій депутатським корпусом було прийняте довгоочікуване історичне рішення про передачу Хрестовоздвиженської церкви (обласний краєзнавчий музей, відділ природи) у власність Житомирської єпархії Української Православної Церкви. 27 вересня 2011 року, в двунадесяте свято Воздвиження Чесного і Животворящого Хреста Господнього, на майданчику, просто неба, біля центрального входу до древньої Хрестовоздвиженської церкви, була відслужена святкова Божественна літургія. Кульмінацією свята стало освячення Хреста. Тисячі присутніх, затамувавши подих споглядали, як за допомогою сучасної будівельної техніки, єпископ Никодим особисто піднявся до центрального купола храму, на висоту півсотні метрів, звершив молитву і освятив напередоднi встановленого Хреста. Після завершення чинопослідування освячення надкупольного хреста відбулася урочиста передача Хрестовоздвиженського храму (будівлі відділу природи Житомирського обласного краєзнавчого музею Житомирської обласної ради) у власність Житомирської єпархії Української Православної Церкви. Вже через певний проміжок часу у Свято-Хрестовоздвиженському храмі було розпочато маштабні ремонтні роботи.
22 квітня 2012 року, під час малого входу Божественної літургії у храмі преподобних Антонія та Феодосія Печерських Успенської Києво-Печерської Лаври Блаженніший Митрополит Володимир з нагоди 20-річчя Предстоятельського служіння Українській Православній Церкві на кафедрі Київських Митрополитів та на увагу до церковних заслуг єпископа Житомирського і Новоград-Волинського Никодима возвів у сан Архієпископа.
8 травня 2012 року, у Синодальному залі Київської Митрополії, під головуванням Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Володимира, відбулося чергове засідання Священного Синоду Української Православної Церкви. 34 журналом, Священний синод, вислухавши рапорт Преосвященного Никодима, архієпископа Житомирського і Новоград-Волинського про встановлення святкування Подільської ікони Божої Матері, ухвалив: встановити святкування Подільської ікони Божої Матері в день віддання свята Успіння Божої Матері. Календарній комісії внести відповідні доповнення в Церковний календар Української Православної Церкви.
29 листопада 2013 року, в місто Житомир прибула світова святиня Православ'я - чесна десниця святого великомученика та Побідоносця Георгія. Урочисту зустріч, яка відбулась на майдані Корольова, очолив архієпископ Житомирський і Новоград-Волинський Никодим. Разом із Владикою ковчег із мощами угодника Божого зустрічали окружні благочинні, духовенство міста, чимало священства із благочинь та православні житомиряни. У рамках прибуття святині в обласний центр був організований і звершений торжественний хресний хід від місця зустрічі до Спасо-Преображенського кафедрального собору. Після прибуття чесних мощей у Спасо-Преображенський собор, під очоленням архієпископа Никодима було звершено молебень. Потік православних міста та численних паломників линув до святині. Кожен прикладався до мощей та древньої ікони святого, написаної близько десятого сторіччя. Ковчег із мощами святого Георгія Побідоносця перебував у Спасо-Преображенському кафедральному соборі до 1 грудня. У неділю, 1 грудня, о 7.30 ранку свята десниця була відправлена для поклоніння вірян у Свято-Троїцький кафедральний собор міста Новограда-Волинського.
25 серпня 2013 року, в місті Житомирі відбулися урочисті заходи з нагоди прославлення у лику місцевошанованих святих священномученика Павла Житомирського (Гордовського)(+1919). Святий мученик ієрей Павел був розстріляний у лихі безбожновладні часи для християн. 94 роки чесні мощі святого ієрея Павла пролежали у землі, на кладовищі Свято-Іаківлівського храму обласного центру. Згідно постанови Священного Синоду Української Православної Церкви від 25 квітня 2013 року (журнал №42), розглянувши життя, труди та подвиги ієрея Павла Гордовського, і врахувавши народне шанування, ухвалено благословити місцеве прославлення і шанування в межах Житомирської єпархії священика Павла Гордовського. 15 липня 2013 року були обрітені святі мощі священномученика Павла, а уже 25 серпня цього ж року урочисто перенесені до Спасо-Преображенського кафедрального собору і прославлені.
19 грудня 2014 року, в день пам'яті святителя Миколая архієпископа Мір-Лікійського чудотворця, в місті Житомирі відбулась очікувана зустріч Предстоятеля Української Православної Церкви, Блаженнішого Митрополита Київського та всієї України Онуфрія. Блаженніший Владика на початку зустрічі відвідав Свято-Успенський архієрейський собор, що на Подолі, приклонився до чудотворної ікони Божої Матері "Подільська", а також благословив вірян, що зібралися на богослжіння. Урочистості продовжилися у Свято-Хрестовоздвиженському кафедральному соборі обласного центру. За участі собору архієреїв та священства Митрополит Онуфрій звершив чин освячення головного престолу та Хрестовоздвиженського кафедрального собору цілком. Наприкінці Божественної Євхаристії Предстоятель УПЦ нагородив керуючого Житомирською єпархією, архієпископа Никодима орденом святителя Миколая Чудотворця. Також Його Блаженство удостоїв нагород благодійників і меценатів, які потрудилися у справі відродження собору. У ході візиту Блаженніший Митрополит Онуфрій відвідав Спасо-Преображенський кафедральний собор та Свято-Анастасіївський жіночий ставропігійний монастир.
31 жовтня 2015 року, з благословіння Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія та Блаженнішого Патріарха святого міста Єрусалима Феофіла ІІІ, у місто Житомир прибула велика світова святиня - чудотворна ікона Плащаниця Божої Матері. Ікона прибула в Житомир у рамках звершення хресної ходи миру по нашій державі під назвою “Україна під Покровом Богородиці”. Плащаницю у Житомирі зустрічали біля Спасо-Преображенського кафедрального собору. Урочисту зустріч святині разом із благочинними районів та духовенством міста очолив Високопреосвященніший Никодим, архієпископ Житомирський і Новоград-Волинський. Побачити святу Плащаницю, поклонитися їй та помолитися до Діви Богородиці зібралися тисячі житомирян та паломників. Чудотворна Плащаниця перебувала у Спасо-Преображенському кафедральному соборі міста Житомира з 31 жовтня по 2 листопада. До святині за час її перебування приклонилось близько десяти тисяч вірян.
17 листопада 2016 року, у Житомирі відбулось особливе зібрання благочинних та керівників єпархіальних відділів, під час якого архієпископ Житомирський і Новоград-Волинський Никодим сповістив присутніх про відкриття нового єпархіального управління. Реставрація ще давно переданої споруди у центрі міста тривала майже два роки. Було укріплено фундамент, зроблено нові міжповерхові перекриття, перекрито дах, зроблено фасад та всі ремонтні роботи всередині споруди, облаштовано приміщення під функціонування як управління. Архієпископ Никодим, з нагоди урочистого відкриття вручив подячні грамоти та ордени благодійникам та помічникам, а також пам'ятні медалі святого священномученика Павла Житомирського благочинним та працівникам єпархії. Владика подякував усім, хто вніс свої посильні труди у розбудову та створення нового приміщення.
18 липня 2016 року, на околиці міста Житомира зустрічали урочистий Всеукраїнський хресний хід миру, любові та молитви за Україну. На святкову подію зібрались священики Житомирської єпархії на чолі із арієпископом Житомирським і Новоград-Волинським Никодимом. Також прибуло доволі багато православних житомирян, журналістів та кореспондетнів із різних каналів та інтернет-видань. Зустрівшись із паломниками Владика очолив молебень із читанням святого Євангелія, а ще привітав усіх прочан у древньому і славетному місті Житомирі, закликав до спільної об'єднуючої молитви за мир та спокій в Україні, побажав духовної наснаги, крепості і сили у проходженні шляху молитовного подвигу. Хресний хід із святими чудотворними іконами Богоматері "Почаївська" та "Межиріцька", до якого долучилися тисячі житомирян вирушив у напрямку міста до головної перлини обласного центру - Спасо-Преображенського кафедрального собору. Під час усієї ходи Владика разом із духовенством та вірними молились, було прочитано акафіст преподобному Сергію Радонежському, співались різні богослужбові та церковні піснеспіви. Пройшовши містом та діставшись до кафедрального собору віряни подолали відстань близько 10-ти кілометрів (лише по місту). Уже біля Спасо-Преображенського кафедрального собору, в центрі міста, Владика Никодим перед усіма промовив слово, в якому підкреслив велику силу спільної молитви та хрестоносного подвигу, закликав усіх звертатися до Пресвятої Діви Богородиці в Її чудотворних образах "Почаївська" та "Межиріцька" про здобуття миру в нашій Україні, аби припинилась війна та кровопролиття. У соборі бажаючі мали змогу приклонитися до чудотворних ікон, біля котрих звершують молебні із акафістами. Для паломників та гостей обласного центру була організована трапеза та відпочинок. Всеукраїнський хресний хід миру, любові та молитви за Україну перебував у Житомирі 2 дні, і уже 20 липня о 6:00 годині ранку вирушив у напрямку столиці нашої держави м. Київ.
26 липня 2017 року, на території Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври, під головуванням Предстоятеля УПЦ, Блаженнішого Митрополита Онуфрія, відбулося чергове засідання Священного Синоду Української Православної Церкви. Під час роботи Синоду було розглянуто окремі питання, що відносяться до Житомирської єпархії. Синод благословив на території Житомирської єпархії: утворити Спасо-Покровський жіночий монастир Житомирської єпархії Української Православної Церкви на місці Свято-Покровської парафії (с. Вільха Романівського району Житомирської області). Прийняти та зареєструвати Статут Спасо-Покровського жіночого монастиря Житомирської єпархії Української Православної Церкви (с. Вільха Романівського району Житомирської області). Призначити монахиню Серафиму (Мелещук) на посаду настоятельки Спасо-Покровського жіночого монастиря Житомирської єпархії Української Православної Церкви з возведенням її в сан ігумені та возложенням наперсного хреста за посадою.
Також на подане прохання архієпископа Никодима, щодо затвердження святкування на честь Собору Житомирських святих, Священний Синод УПЦ благословив встановлення дня святкування Собору святих землі Житомирської (25 серпня за новим стилем). До сонму Житомирських святих віднесено:
- свт. Серафима (Соболева), архієпископа Богучарського, Софійського чудотворця;
- свт. Мардарія (Ускоковича), єпископа Сербської Православної Церкви в США;
- сщмч. Фаддея (Успенського), архієпископа Тверського;
- сщмч. Прокопія (Титова), архієпископа Херсонського;
- сщмч. Аркадія (Остальського), єпископа Бежецького;
- сщмч. Амвросія (Гудко), єпископа Сарапульського;
- сщмч. Парфенія (Брянських), єпископа Ананьївського;
- прмч. Макарія (Токаревського), архімандрита Овруцького, Канівського, ігумена Пінського, Переяславського чудотворця;
- сщмч. Олександра Хотовицького, протопресвітера;
- сщмч. Максима Сандовича, пресвітера;
- сщмч. Арефу Насонова, пресвітера;
- сщмч. Мирона Ржепика, пресвітера;
- сщмч. Павла Гордовського, пресвітера;
- сщмч. Василія Малахова, пресвітера;
- мч. Миколая Варжанського;
- мц. Віру Трукс.
28 липня 2017 року, в день пам'яті святого рівноапостольного князя Володимира та річниці Хрещення Русі у Свято-Успенській Києво-Печерській Лаврі відбулась святкова Божественна літургія, яку очолив Предстоятель УПЦ, Блаженніший Митрополит Онуфрій. Його Блаженству співслужили єпископат та духовенство всіх єпархій УПЦ. Під час богослужіння Предстоятель УПЦ возвів архієпископа Житомирського і Новоград-Волинського Никодима у сан Митрополита.
- 50157 просмотров
- Українська